Дольний Лад. Русская Северная Традиция

дольний ладВозможно, мы с вами и не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему весь этот окружающий мир. Но каждый волен и властен, по крайней мере, превратить свой дом в место личной Силы семьи (а семья есть лик). Каждый волен сделать одежду, пищу и другие предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый, кто пожелает, способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно тысячелетиями выверенным заветам предков, родить, воспитать умных, здоровых и деятельных детей; а какие будут дети у нас – таким ведь и станет время. Вот этому всему и способствует ведение наиболее жизненной, практической части Русской Северной Традиции, древнейшего духовного учения на земле – Дольний Лад.

 ЛАД есть то, что ДАЛ Бог; а неполадки проистекают от человеческого недоразумения.

 Доля – удача, среча, добрая судьба, счастье (в противоположность Недоле – неудаче, разлуке, недоброй судьбе, несчастью).

Дол – поле, простор, приволье, бескрайняя ширь, свобода.

ИМЯ ГОРНЕЕ, ИМЯ ДОЛЬНЕЕ

Написано Лада Виольева в 9 Февраль 2012. Добавлено в имя, Новости

имя горнее имя дольнееИмя есть высшая точка, до которой дорастает высшая сущность.

Алексей Лосев, «Философия имени», 1927

 Имя – это ключ к личной силе человека, к силе его характера. Исконно древние руссы подлинное имя держали в тайне. Этот обычай был распространен весьма широко во всех славянских народах и сохранялся вплоть до прошлого века. Так, например, еще лет сто назад, если в какой-нибудь деревеньке сербской или же на севере Руси, в Архангельской, например, губернии, спросить у любого ребенка, как его зовут, он не назвал бы своего настоящего имени. Считалось недопустимым, даже опасным сообщать посторонним свое имя, как все равно, что ключи от квартиры раздавать. Умные славянские дети называли в ответ на расспросы «ложные» имена: Вучица, Котко, Зайко, Севко, Щучка, Изволья…

То есть у всех славян было как минимум два имени: тайное, данное при крещении, которое знали только самые близкие. И внешнее имя, которое знали все. Имя горнее, имя дольнее.

Но даже внешние, так сказать, псевдонимы, брали все же не с потолка, давали со смыслом. Ведь, как корабль назовешь, так он и поплывет. К тому же, в течении жизни, второе имя менялось: рос человек, и вместе с ним росло его имя.

- Как правило, ребенку давали такое имя, при котором передавалась ему сила и слава его рода, его предков. Часто основой иносказательного имени служил тотемный зверь рода. Например, рысь, кот, медведь, олень, волк, заяц… Отсюда такие имена, как: Рыс, Котко, Миша/Мишко, Олен/Олена, Волчок, Волх, Заян. И не только вещий зверь мог быть эмблемой рода, это могли быть и особые растения и птицы, или, например, славное оружие. Соответственно, давались имена, связующие новорожденного с родовыми корнями: Ясен, Върбан, Орел, Рюрик (сокол-рарог), Орешек, Мечеслав… Для постороннего в этих именах только звери да птицы, что и требуется для защиты. Но при этом, через такое вот иносказательное именование, связь с родом осуществлялась.

Если ребенок родился слабеньким, болезненным, тогда называли его компенсирующим именем: Здравко, Живко, Живана, Могута, Сила…

Если ярко выделялась какая-то особенность характера или внешности, которую хотели укрепить, называли по ней: Краса, Вихорко,  Русава, Мила/Людмила/Умила, Ладимир (умеет ладить с миром), Добрыня/Доброслав, Бава/Забава, Нежата, спокойный Молчан или, напротив, непоседа Бойко, смелый Храбр, Потвора – любящая что-то творить-мастерить …

Или давалось имя по каким-то обстоятельствам при рождении: Ждан – долгожданный ребенок или, напротив, появившийся в семье как нечаянная радость – Неждан, или Найдена, потерявшаяся и найденная вновь; а также, просто по порядку рождения: Первак, Вторак, Третьяк…

- В зрелом возрасте внешние имена давались по тому делу, в котором человек показал себя мастером или прославил бога-покровителя данного мастерства. Например: Кузьма-кузнец, Орей-пахарь, Ярополк-полководец, Марья-искусница, Ярослав-мудрый, Святослав-хоробрый…

Были имена и в честь богов, которым человек посвящал служение. Наши предки совершали подвиги во Славу и во Имя Божие, не себя ради: Борислав (прославивший Бору), Ладислав (прославивший Ладу),  Велеслав (славящий Велеса), Ярослав (славящий Яра – бога ясного разума и воинской чести)… темного языческого многобожия, на Руси не было никогда. Был и есть ведизм. Ведали двенадцать младших богов, как единый Божественный Свет. Как метко написал о русских богах Дмитрий Сергеевич Мережковский в книге «Атлантида – Европа», глава Крещеные боги, Белград, 1930: «можно сказать, что это боги крещеные… переливаются друг во друга, как цвета радуги, а Солнце за ней одно» [Сравним учение Дионисия Ареопагита о богах, как о «лучах Бога», пронизывающих все творение]. «Все они не только крещеные, но и крестители; все говорят: Идущий за мною стал впереди меня, я недостоин развязать ремень обуви Его». Русские боги – это лики. Чтобы рождаемый бог оказался ликом, а не просто энергией, не имеющей своей воли и не отличимой от прочих, ему, как и человеку, должно быть наречено имя. Но имя представляет собою СЛОВО. Поэтому лишь рождение Бога именем Слово обусловливает самое себя, тогда как рождение других богов обусловливается им. Единого рождения Бога Слова достаточно, чтобы родились остальные боги. «В начале было Слово. И Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно в Начале было у Бога. И через Него все начало быть. И без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Евангелие от Иоанна, гл 1, 1-3)

Согласно северному ведизму, Бог Слово – «Сын Сварогов, еже есть Дажьбог» – читаем в Ипатьевской летописи 1114 года.

Как именно «крещеные боги», которые и «крестители», «переливаются друг во друга»? Этой теме посвящены КУРСЫ Русской Северной Традиции, которые называются: Русские боги: «Обруч перерождений», также, рекомендуем прочитать книги Дмитрия Логинова «Русская Тайна. Перерождения» и «Богослов, сказавший о Боге лишь одно слово. («Единосущный» Константина Великого)», электронные версии книг можно найти на сайте Издательского Дома «Альва-Первая»: http://www.alva-pervaya-id.ru/.

 Но вернемся к магии именования. Итак, еще совсем недавно (по историческим меркам) у каждого русича было не просто два имени, а два уровня имен: имя горнее, имя дольнее. Настоящее горнее имя давалось в тайне и хранилось в тайне. Его даже и не все близкие знали, не то, что посторонние. Знали только одно, что есть имя, а какое? – неведомо.

По славянскому обычаю муж с женой в повседневной жизни называли друг друга по имени дольнему. Позор, если откроет кто из них посреди повседневной суеты настоящее имя супруга. После свадьбы славянка должна была правильно называть мужа и его родственников: родителей, братьев, сестер. Избегая употребления настоящих имен, в тайну которых она была посвящена во время таинства свадьбы. Соответственно, муж также не называл жену в повседневных бытовых отношениях ее настоящим именем.

Но еще более строгие правила в отношении имени находим в Русской Традиции, особенно, на севере Руси. Даже родная мать, бывало, не ведала истинного имени своего ребенка. Имена сородичей русской общины хранил волхв – древнерусский священник, исполнявший таинство крещения новорожденных. А когда была на то необходимость: опасная ли хворь приключалась, или привязывалась несчастная судьба, или какая-либо еще возникала угроза жизни человеку или его душе, вот только тогда обращались к подлинному его имени. Потому что истинное имя – это ключ к глубинам личности, к сокровенному источнику здоровья, к судьбе.

Знающий имя – знает о человеке все, даже больше чем сам он о себе может знать, имеет доступ к глубинной памяти прежних рождений и будущих.

Руссы и народы русова корня испокон веку были посвящены в тайну Слова. Потому и называются наши народы – славяне, что испокон славят Слово, понимают его силу. Русы верят: Слово спасет мир, они испокон пророчествовали о Сыне Бога, ожидали Его воплощения, называя спасителем: Спас-Даждьбог.

Магия Слова – есть древнейшая на земле. Передача имени широко применялась в Русской Здраве и других славянских народных традициях как средство “перерождения человека” и тем самым его исцеления.  Одним из обязательных атрибутов в обряде передачи имени было – перейти бурный поток с одного берега на другой, где “новорожденного” встречал священник-волхв. Он тихо, так, чтобы никто, даже травы, не услышали, называл новое имя и вручал яргу, с начертанным на ней рунической тайнописью именем. Яргу человек носил под одеждой, у груди.

История у ярги удивительная и древняя. Мистерия же, сопровождающая обретение ярги, может рассматриваться и в качестве профетической. Ибо сие православное ведическое (Правь славили) действо есть, в определенном смысле, предтеча православного христианского таинства крещения. Поскольку то и другое представляет собой «рождение от воды и Духа» (Ин 3:5).

Средоточие силы изображения на ведическо православном обереге ярга есть крест. (С другой стороны, как это полагает Валерий Чудинов, православный христианский восьмиконечный крест представляет собой не иное, как руничную вязь.)

Откуда появился этот общеславянский обычай: носить яргу? Что он означает? Об этом и многом другом читайте в статье Дмитрия Логинова “Ярга – оберег Духа”.

————————————————————————–

© Лада Виольева, 2012

© Институт богословия РСТ СВА, кафедра Дольний Лад, 2011. Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

написать письмо автору


Понравилась статья? Расскажи друзьям

Метки:,

Trackback вашего сайта.

Комментарии (2)

  • 14 Май 2012 at 19:02 |

    Интересная статья. Спасибо.

  • 3 Октябрь 2012 at 1:54 |

    Прекрасная статья, искренне, мне очень понравилось,
    постер вообще всегда радуете читателей своими статьями.
    с текстом с многим сложно не согласится.
    от души продолжайте в том же духе.

Оставить комментарий

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!!

*

Slideshow

Последние комментарии

  • Дмитрий Логинов

    Дмитрий Логинов

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, друзья! Эта статья войдет главой в новую мою книгу Речений Арконова, которую сейчас пишу – о неразрывности богословия древлего православного (Правь славили) и современного христианского.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Совершенно верно. К правилам путь не сводится. Правила – только вехи на пути, помогающие идти, не более. Главное – уловить непосредственное чувствование сути происходящего. и не терять этой путеводной звезды из виду.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Да, это ключ к здравию. Правда, труд необязательно только физический, но и он конечно тоже. Просто любая добрая созидательная деятельность и простота в быту. А также культура и сдержанность в питании и вообще в удовольствиях.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Если убрать “сильно не согласен”, получится хорошее и конкретное ДОПОЛНЕНИЕ к статье. Принцип гармонии (всего в меру), воспитание личной культуры питания, о которой Вы пишете, прекрасно согласуется с тем, что мы уже освещали в статьях о целебной силе традиционной трапезы.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, Северина. Нам с тобой о кошках можно говорить бесконечно долго. Вот бы книгу такую собрать… с описанием их нежной дружбы и необыкновенных способностей. Давно места такая есть.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, Егор. У кошек действительно существует своя цивилизация. Основанная на строгой иерархии внутри прайда. Причем коллективизм у них не подавляет самостоятельность, как например у стадных животных. И наоборот, гуляние кошки самой по себе не вырождается в обособленный индивидуализм. Человеческой цивилизации есть чему поучиться у кошек. Этот зверь практикует царственность во всех смыслах этого слова. Неслучайно древние русы (рысичи) выбрали себе тотемом небесную кошку – рысь. (Небесная – потому что живет на деревьях и редко спускается на землю).

  • Северина Сталь

    18 Апрель 2017 |

    Ах, какой колорит, какой дух ведический в твоем рассказе, Димитрий, катарсический даже! С Владимиром дословно согласна! А словечко одно может даже подтвердить мою догадку о ночлеге.. Я ведь, по наивности думала: коли Волхв северный, значит и живет на Севере.. А чего ему, спрашивается, среди оленей и ягеля делать?! Выудила аж четыре афоризма Тихонова:

    Рыбка своею косточкой не подавится;
    К воде подогнать лошадь можно, но пить ее не заставишь;
    Материться – чёрту молиться;
    Бес хитер, да не мудр.

    Спасибо тебе и Тихону, конечно!

  • Северина Сталь

    18 Апрель 2017 |

    Очень понравился рассказ! А еще вот этот твой, Лада:
    http://dolniy-lad.ru/veshhie-zveri/kot-zashhitnik-stalingrada.html

  • Егор Александров

    18 Апрель 2017 |

    Каждый в своей душе свой Огневой Дом строит, осознанно или не осознанно, но строит. Для Него. ТриЕдиного. Кто может Огневой Дом построить явно, в материале? Тот, у кого обитель в душе ТриЕдиный устроил. Для кого тот строил? Для тех, кто сам в душе обитель строит. Для Него. ТриЕдиного. И способ строительства известен -Покой.

  • Егор Александров

    18 Апрель 2017 |

    Замечательная история. Цивилизация кошек. Наверное согласен, что это цивилизация. И культура у них есть. Культура кошачей цивилизации – умение преданно дружить, на дружбу дружбой отвечать. В тяжёлые периоды “махрового” индивидуализма (либерализма) человеческого они пример являют дружбы преданной, чтобы мы не забывали о ней, о дружбе, от неё до любви….. и шагать не надо.. Если человек дружить умеет, он с кашачим царством всегда общий язык найдёт.

  • Владимир Толмачев

    17 Апрель 2017 |

    Большое спасибо, дорогой Дмитрий, за доходчивую даже для обыденного сознания русских людей статью, в которой имеется целая система отсылок и ключей, помогающих уяснить многие вопросы ведизма северного. Думается, было бы полезно с ней ознакомиться представителям неоязычества, чтобы понять узость и поверхностность своих учений. И даже многим православным верующим для понимания сути Православия Нераздельного. Да и для современной молодежи чрезвычайно актуальна эта статья для восстановления забытых где-то в душе основ.

  • сивер

    17 Апрель 2017 |

    правильно. однако маловато правил- лишь жизнь по традиции(иного нет) позволяет жить сто пятьдесят и более лет. НАИВЫСШЕГО

  • Алена Селиванова

    16 Апрель 2017 |

    Мои прабабушки прожили одна 94 года, другая – 96 лет. Вынесли на себе весь двадцатый век с его войнами и революциями… В чем секрет их долголетия? С одной стороны, никакого секрета нет. Физический труд,умеренность в пище и отсутствие вредных привычек. А с другой… Внутренний свет, радость и доброта…

  • Сергей

    14 Апрель 2017 |

    Сильно не согласен со многими выводами в статье. И по поводу усвоения белка и по поводу старения. Акцент надо делать на восстановлении микроциркуляции крови в каждой части тела и питания по принципу: есть что хочется, когда хочется и сколько хочется. А тренировать нужно умение отличать хотелку центра удовольствий от действительных потребностей тела. Перевод питания на клетчатку, например, приводит к обезвоживанию и изменению состава лизоцина, первого сторожа от вирусов и бактерий в организме ( вместо 24 аминокислот в него без мяса входит 18) т.е на 30% сопротивляемость организма падает. То же происходит и с иммунитетом.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    13 Апрель 2017 |

    Спасибо, дорогая Северина.
    Читаешь стихотворение, будто слышишь музыку колыбельную. чудо и диво.

  • Владимир Толмачев

    13 Апрель 2017 |

    Надо сказать, уважаемая Лада, что даже современные компании, до конца не понимая причин быстрого засыпания детей в движущемся автомобиле, пытаются косвенно и в своеобразном исполнении использовать в своих новшествах опыт древности. Так, сайт TEHNOT.COM недавно сообщил, что компания Ford показала инновационную колыбель для малышей, имитирующую ощущения при поездке на автомобиле (см.: http://tehnot.com/ford-sozdal-unikalnuyu-kolybel-dlya-detej/).

  • Северина Сталь

    9 Апрель 2017 |

  • Алена Селиванова

    8 Апрель 2017 |

    Спасибо,Лада!

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    8 Апрель 2017 |

    Случай чудесный! Спасибо, Алена. А река Эридан – это река Эри (дан, дон – означает “река” вроде бы по-греч. или по скифски). Эри – это Ара, один из великих четырех потоков гиперборейских: Ара, Двина, Сура, Ра.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    20 Март 2017 |

    Спасибо, дорогая Северина! Люди действительно возвращаются к ясочке-колыбели. (уж и производство наладили). А с колыбелью и к песням колыбельным. У кроватки не особенно попоешь, нет ритма. Хотя мамы все равно пытаются… Прекрасное четверостишие. А можешь прислать ссылочку на твое стихотворение полностью?