Дольний Лад. Русская Северная Традиция

дольний ладВозможно, мы с вами и не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему весь этот окружающий мир. Но каждый волен и властен, по крайней мере, превратить свой дом в место личной Силы семьи (а семья есть лик). Каждый волен сделать одежду, пищу и другие предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый, кто пожелает, способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно тысячелетиями выверенным заветам предков, родить, воспитать умных, здоровых и деятельных детей; а какие будут дети у нас – таким ведь и станет время. Вот этому всему и способствует ведение наиболее жизненной, практической части Русской Северной Традиции, древнейшего духовного учения на земле – Дольний Лад.

 ЛАД есть то, что ДАЛ Бог; а неполадки проистекают от человеческого недоразумения.

 Доля – удача, среча, добрая судьба, счастье (в противоположность Недоле – неудаче, разлуке, недоброй судьбе, несчастью).

Дол – поле, простор, приволье, бескрайняя ширь, свобода.

ТРАДИЦИЯ И ФОЛЬКЛОР

Написано Дмитрий Логинов в 21 Март 2012. Добавлено в вехи духовной истории, Новости

традиция и фольклор

Традиция и фольклор…

Иногда путают Веду (Традицию) и фольклор (народное творчество). Традиция и фольклор понятия близкие. Одно явление без другого существовать не может. Тем не менее Традиция и фольклор никогда полностью не совпадают. Почувствовать их тонкое различение поможет лучше всего конкретный пример. Скажем, взятый из области древней скандинавской истории.

Пришел в селение бард… А кстати заметим: исконно слово бард означает степень друидического Посвящения. На “лест­нице Фиона” три основных ступени: овидды, барды, филиды. Владимир Высоцкий не случайно себя бардом не называл. Говорил о жанре своего творчества: авторская песня. Ведь бард (в исконном, скандинавском смысле этого слова) авторских – своих – песен не пел. А также не пел и просто от кого-то услышанных. Песни барда – все были переданные ему по цепи посвящения. И воспроизводил он их в точности так, как передано. Бард был человек Веды, Традиции…

Итак, пришел бард в селение. Поет какую-нибудь песнь о героях и богах… Вроде бы сюжет прост. Однако можно заметить, что вплетены в него некие особые словесные формулы, которые придают странность. И формулы эти подспудно ткут понятийный космос, показывают определенную метафизику. Так за сюжетом проступают и уровни более глубокие, чем его поверхностный смысл.

Такие формулы рассчитаны не на понимание всеми и каждым. Их чувствует лишь тот, у кого есть дар. Такой впоследствии может стать учеником друида. У прочих же душевный покой не будет нарушен, и в этом проявляется деликатность и мудрость Традиции, которая никогда никому ничего не навязывает. У большинства останется только воспоминание, что слышали красивую песню. Кто из народа талантлив, попробуют ее воспроизвести. Конечно, ему удастся воспроизвести сюжет, потому что сюжет понятен. Однако вплетенные в ткань повествования особенные слова могут оказаться видоизменены, а то и вовсе утрачены. Ведь непонятное воспроизвести в точности не так просто. Зато творец из народа оснастит песнь подробностями на свой вкус, каких раньше не было. А после кто-то перепоет и еще несколько иначе… Как правило, исходная канва все-таки выживает. Ведь изначально предусматривался и “за­пас прочности”…

Фольклор, таким образом, всегда Традицию несколько размывает. Но он же и сообщает ей поразительную живучесть. Традиция и фольклор это как будто два полюса одной сферы. Благодаря оси, ими заданной, может быть, “Зем­ля все-таки еще вертится”…

Традицию же отличает следующая особенность. Первоисточная, подлинная, в полноте – она может быть только передана. То есть извне ее практически и не видно. Поэтому “серь­ез­ная наука” всегда будет сомневаться в самом существовании Традиции. Может быть, она бы сомневалась и в существовании фольклора, но фольклор можно хотя бы “со­би­рать по крупицам”. Так, существуют замечательные сборники произведений славянского фольклора. У одного из наиболее ранних название: “Веда славян. Обрядныя песни языческаго времени, сохранившияся устным преданием у македонских и фракийских болгар-помаков. Собрал и издал Стефан Ил. Веркович, СПб., 1881.” Само название книги, как видим, снабжено добросовестной оговоркой. В те времена еще хорошо понимали, что Веда и “со­брал” совсем не одно и то же, а соотносятся, можно сказать, как огонь и блики огня. Для сравнения: “Дощ­ки Изенбека” безоговорочно являются одной из книг Русской Веды. Особенно дощечка, пронумерованная 16а. Подробнее читайте в книге Дмитрия Логинова “Евангелие от русских волхвов“.

_________________________________________

© Дмитрий Логинов,  “Словарь мифологем”, 2012

© Институт богословия РСТ СВА,  2012.  Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

[maxbutton id="2"]

Понравилась статья? Расскажи друзьям

Метки:

Trackback вашего сайта.

Комментарии (2)

  • Наталья
    23 Март 2012 at 11:35 |

    Значит истина только в преемственности? А остальные пути – хождение вокруг да около? Немного грустно, хотя душа чувствует, что это правильно.

  • Александр
    5 Апрель 2012 at 12:03 |

    Важной особенностью жизни (не всегда замечаемой, но нельзя сказать неожиданной) является выбор слов, которыми человек говорит и думает. Это имеет прямое отношение к традиции (которая, как подчеркивает Дмитрий, не всегда замечаема). Если стараться употреблять русские слова и корни вместо заимствованых иностранных, внутри постепенно возникает иное ощущение, и многое встаёт на правильные места. К примеру (тоже из текстов Дмитрия), огромная разница между тем, чтобы получить сведения и получить информацию. Вслушайтесь: сведения — со-ведение (совместное ведение, близкое к совместному знанию, то есть со-знанию) и сравните с информацией — вносимой внутрь формой (очень благодарен Дмитрию, подчеркнувшему это в одной из статей). И подумайте, ЧТО вам нужно. Даже в повседневной жизни, к примеру, сведения о погоде. Знаешь – и действуешь соответственно. Вообще, сведения нужны только те, что помогут правильно действовать (или изменить действия), а всё остальное заслуживает названия “информационного шума” от коего нет ни толка, ни добра. Если почувствовали разницу, займитесь поисками таких замен. Это занятие не требует времени: наоборот, оно спасёт от растраты времени (например, по дороге на работу – можно думать о том, как называть то, что вокруг). Вспомните Солженицына в “Круге Первом”– именно такой заменой человек старательно занимался в самых неподходящих условиях. А суть дела в том, что таким путем можно нащупать где-то глубоко внутри себя почти забытые корни старинного знания и правильного отношения к жизни.

Оставить комментарий

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!!

*

Slideshow

Последние комментарии

  • Алена Селиванова

    19 Октябрь 2017 |

    Согласна,Егор!

  • Егор Алесандров

    19 Октябрь 2017 |

    Алёна, неожиданно яркий образ бабочки.
    Рискну предположить что этот образ нам пророчит. Бабочка как красивый мираж, как иллюзия, майя. И как мираж, прежде чем исчезнуть начинает дрожать, колебаться, так и бабочка в твоей медитации готовится к перемене и крыльями вздрагивает. По всей видимости противостоящие стороны определились. Богопротивная сторона решила действовать. Поживём, увидим. Пути Господни неисповедимы. Не будем боятся дьявола грозящего погубить, если бы мог, давно бы уже это сделал. Слава Богу.

  • Алена Селиванова

    18 Октябрь 2017 |

    Спасибо,Дмитрий,спасибо,Северина,спасибо,Ярина! За добрые слова и поддержку! О чем хотела предупредить эта бабочка своим появлением? Мне кажется,это важно…Взмах крыла – и… Какие перемены нас всех ожидают?

  • Дмитрий Логинов

    18 Октябрь 2017 |

    В текстах Алёны восхищает единство ума и сердца. Оно позволяет как бы особую стереоскопическую силу видения, необычные ракурсы… Блаженная Матрона каялась, что в детстве ловила бабочек, выпускала их в комнате и, когда садились они на оконное стекло, не сразу открывала окно, позволяя им улететь. Каялась, что удерживала гостей насильно, пока не надоедало ей любоваться ими. Какой великий урок почтения! Все мы есть Божьи твари. Дай Бог нам всем понимать это единство столь же проникновенно, как и Матрона! Теперь нередко к иконе ее, что в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, во множестве прилетают бабочки. Прихожане, заметив это, начали приносить рукодельные изображения бабочек, так что теперь икона окружена ими.

  • Северина Сталь

    18 Октябрь 2017 |

    Прекрасно, Алёна! Множество мыслей и ассоциаций вызвала публикация.. Конечно же, сразу Брэдбери с его “эффектом” случайно убитой бабочки — от чего будущий Мир не может не измениться.. И, разумеется, Шнитке — “Эти свободные бабочки”.. Истинный Художник хорошо чувствует БАБОЧКУ!!!
    Да, это Психея! И ее коротенькая жизнь на земле символизирует краткость одного земного человеческого существования — по сравнению с величием Вечности..

  • Ярина Тютчева

    18 Октябрь 2017 |

    Какой красивый сон, Алена! Даже захотелось, чтобы какой-то художник это запечатлел: бабочка, играющая на рояли в межзвездном пространстве. И потрясающий опыт в медитации. Желаю дальнейших интересных открытий!

  • Юлия

    30 Сентябрь 2017 |

    Спасибо большое за статью!!!!

  • Надежда Крупнова

    21 Сентябрь 2017 |

    Алёна! Спасибо вам большое!
    Так приятно, что Вы, прочитав мой рассказ о моём детстве, вспомнили своё!
    Мне очень повезло! Я до сих пор помню запах моего детства, Дух печки, на которой часто спала. А крючок от моей люльки до сих пор находится в потолочной балке, его не смогли убрать. Такое счастье, что это было!

  • Надежда Крупнова

    21 Сентябрь 2017 |

    Владимир!
    Благодарю Вас за такие добрые и тёплые слова! За такое глубокое понимание тех чувств, которые я старалась передать. Очень и очень рада, что вам понравилось. Спасибо.

  • Алена Селиванова

    21 Сентябрь 2017 |

    Большое спасибо,Надежда,с огромным интересом прочитала! Читая,вспоминала свое деревенское детство. Все было так – и не так…Общее и главное – жива народная душа,несмотря на 70-летний атеистический эксперимент! Основы и корни передаются от родителей и бабушек с дедами – детям и внукам.В моем детстве уже не было основательного деревенского хозяйства и развитых ремесел. Взрослые,хоть и жили в деревне,но работали все в городе.Все было более аскетично и,может быть,поэтично…Помню огромный и заброшенный бабушкин вишневый сад.Весной – это была сказочная красота! Впоследствии с ним произошло то же,что и с чеховским вишневым садом – продали под новорусские дачи…

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    20 Сентябрь 2017 |

    Спасибо, Надежда, за сокровища живой народной мудрости. Совершенно согласна с каждым словом предыдущего комментатора. К словам Владимира и добавить-то уже нечего. Все так оно воистину и есть. Веданием, мудростью и верой православной стоит Русь.

  • Владимир Толмачев

    20 Сентябрь 2017 |

    Спасибо, уважаемая Надежда, за статью. Вы смогли представить нам через призму детского непосредственного восприятия такой неповторимый образ Вашей деревенской бабушки Лизы, который, как мне думается, во многом типичен для многих деревенских женщин, хотя, может быть и не всегда обладающих такими талантами как Ваша бабушка. Все они постигали искусство жизни, опираясь на Заповеди Христовы, но и сами, каждая, привносили что-то новое неповторимое.
    Особая благодарность за небольшой, но очень концентрированный свод народной православной мудрости, который вы почерпнули из опыта непосредственного общения в семье. Видимо, каждый человек должен составить свое индивидуальное кредо, опираясь, в первую очередь, на свою семейную традицию, и хорошо, если она связана с Православием. Она помогает правильно переосмыслить через нее и опыт других людей. Советы Вашей мамы и бабушки очень просты, понятны, и, одновременно, концентрированны, помимо прямого имеют и глубинные смыслы, вселяют радость и оптимизм.

  • Надежда Крупнова

    11 Сентябрь 2017 |

    Владимир, спасибо большое.

  • Владимир Толмачев

    10 Сентябрь 2017 |

    Искренне спасибо, уважаемая Надежда, за Ваш дар извлекать из сердца, из глубин своей души такие прекрасные молитвы.

  • Алена Селивановаa

    29 Август 2017 |

    В пустоте еще беззвездного мироздания – Любовь,из которой возникает все…

  • сивер

    29 Август 2017 |

    случайно вспомнился совершенно спонтанный случай: ощутил себя одиноким сознанием в пустоте кажется еще беззвездного мироздания- неимоверная тоска была основным чувством- неужели это все родовая память наших Предков… с которыми едины…

  • Алена Селиванова

    25 Август 2017 |

    Спасибо,Егор! Легенду о Брахме я не знала… Очень интересно!

  • Егор Александров

    25 Август 2017 |

    Спасибо Алёна.
    Вспомнилось из Шримад Бхагаватам место, где Брахма рождается из лотоса и преодолевая своё неведение после длительной медитации осознаёт себя Личностью Бога, что позволяет ему начать творение своего мира. Удивительно, как это созвучно с твоим опытом медитации – Осознать себя Личностью Бога, нераздельной и неслиянной частью. Да и лотос вырос из озера в месте пупка Вишны, что символично с полярным водоворотом и точкой альва из Гиперборейского мифа. Ещё раз спасибо большое.

  • Алена Селиванова

    24 Август 2017 |

    Спасибо,Владимир!

  • Владимир Толмачев

    24 Август 2017 |

    Очень ценно, уважаемая Алена, что совершенствование Вашего ясного и цельного зрения, как пишет уважаемая Лада, идет рука об руку с развитием дара поэтического. Поэзия в этом смысле обладает уникальными возможностями для передачи опыта, выходящего за рамки обыденности. Через поэтические строки читающему легче и естественнее настроиться на ту высокую частоту душевных вибраций, которая сопровождает состояние поэтического вдохновения, следующего или сопровождающего опыт духовидения.