Дольний Лад. Русская Северная Традиция

дольний ладВозможно, мы с вами и не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему весь этот окружающий мир. Но каждый волен и властен, по крайней мере, превратить свой дом в место личной Силы семьи (а семья есть лик). Каждый волен сделать одежду, пищу и другие предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый, кто пожелает, способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно тысячелетиями выверенным заветам предков, родить, воспитать умных, здоровых и деятельных детей; а какие будут дети у нас – таким ведь и станет время. Вот этому всему и способствует ведение наиболее жизненной, практической части Русской Северной Традиции, древнейшего духовного учения на земле – Дольний Лад.

 ЛАД есть то, что ДАЛ Бог; а неполадки проистекают от человеческого недоразумения.

 Доля – удача, среча, добрая судьба, счастье (в противоположность Недоле – неудаче, разлуке, недоброй судьбе, несчастью).

Дол – поле, простор, приволье, бескрайняя ширь, свобода.

Фея Царевна-Лебедь

Написано Ярина Тютчева в 10 Апрель 2013. Добавлено в гиперборейские девы, родина русской сказки

На самом деле и остальные одиннадцать могли превращаться в лебёдушек и летать. Или, точней сказать, – преобразовываться в этакие лебедеобразные вихри белотуманные… дымки веющие (неслучайно созвучие: «фея» – «веять»)…

На самом деле даже и современный человек представлен как отчасти вещество и отчасти поле. Только вот соотношение частей этих у современного человека имеет подавляющее преобладание в сторону вещества. И, главное, современный человек почти не умеет хоть как-то смещать это соотношение.

Древние же великие волшебницы могли смещать соотношение вещество/поле, то есть изменять вид собственной представленности на плотном плане. Они умели вообще стать, например, неподвижным камнем на какое-то время и так обретали неуязвимость. А больше всего любили превращаться в стремительные беловихри энергий, подобные лебединым крыльям или перистым облакам, чьи тонкие разреженные гребни мы можем наблюдать в самых высоких слоях атмосферы нашей Планеты.

Так феи перемещались почти мгновенно на далекие расстояния. И проникали сквозь любые преграды. В эллинской мифологии сохранился образ: Аполлон Гиперборейский путешествует по небу на своей колеснице, запряженной лебедями.

Для превращения в лебединый вихрь девы употребляли танец – чтобы настроиться. Сей танец именовался РУСАЛИЯ, ибо в апофеозе его вся плоть танцовщицы как бы перетекала в РУС – дух.

В давние времена слово Рус означало не только Свет и даже не только Святость. Древнее слово Рус означает Дух. Так озаглавлен один из текстов Дмитрия Логинова (2008), сейчас широко цитируемый.

Элементы русалий очень ясно просматриваются в дионисических (Фракия) и в элевсинских (Афины) мистериях. Град Божий Иерусалим во времена Мелхиседека назывался Русалы, ибо представлял собой знаменитый на всем евразийском континенте духовный центр этих посвятительных божественных Игр.

Русалка есть вила-самовида священных песен болгар-помаков. То есть это вея – сияющий вихрь. Вот что говорит о них Наталья Ильина (супруга знаменитого русского философа Ивана Ильина) в работе «Тайна Руси» (1955):

«Таковы «вилы», упоминаемые иногда в нашей древней письменности, и «лебединые девы» наших сказок и былин. Все эти мифические существа указывают на общую для них единую идею, которая распылилась игрою фантазии на множество самостоятельных видений.

В поверьях славян вила родится от дождя, озаренного солнцем, или от капли росы, упавшей на осенний цветок; этот цветок или светок, как говорит народ, сближается здесь со светом.

Из влаги и огня создан образ и нашей русалки.

Как олицетворение влаги, русалка живет в хрустальном чертоге на дне реки или в глубоком омуте; ее жилищем может быть также море, озеро и колодезь. «Русалки-берегини» строят себе замки в облаках, а «русалки-полудницы» бегают в поле, наполняют его водой, волнуют рожь и порой насылают на нее бури и ливни. Ночью речная полубогиня выплывает на поверхность воды, подвижная и прозрачная, как создавшая ее влага; она играет с волной, путает и рвет рыбацкие сети, разрушает плотины, затопляет поля. Усаживаясь на мельничном колесе, она вертится вместе с ним или расчесывает гребнем свои длинные, спадающие до колен, волосы, и вода льется из них неиссякающей струей. Гребень русалки сделан из рыбьей кости, а рыба в древности была символом влаги; запасшись таким гребнем, русалка может жить и в лесу, далеко от воды, но чаще всего, выходя на берег, она взбирается на плакучую иву или березу и качается на ветвях, омываемых речною струей.

Как воплощение огня, русалка пронизана светом. Ее волосы золотятся, ее глаза горят и сверкают, дневным солнцем озарено ее волшебное жилище. Она может обернуться огненно-рыжей белкой, зверьком Перуна, олицетворяющим молнию. До сих пор народные празднества, возникшие из культа русалки, сохраняют связь с культом Перуна: весенние русалии справляются в четверг (Семик у великороссов, Русальчин Велик День или «Русалка» в Малороссии), т. е. в тот день недели, который был посвящен богу-громовнику, и у балтийских славян носил название «Перундан», т. е. «день Перуна».

Огонь и влага в естестве русалки роднят ее с главными религиозно чтимыми деятелями земного и небесного мира. Объединяясь в ней, эти силы делают ее образом живой воды, играющего меда, т. е. напитка бессмертия. Медовая сущность русалки отразилась и в психических особенностях ее облика; она живет в неустанном движении, плещется в волнах, носится в рощах и полях, катается по росистым склонам гор, играет, поет, танцует и громким хохотом пугает путника в темноте ночи. «Игрищами» называются прибрежные луговинки, где русалки водят свои хороводы.

Все, что делает русалка, связано с ее основным призванием носительницы живой воды, укрепляющей силы жизни: в раю полубогиня пестует юное солнце, на земле она поддерживает здоровье людей целительной водой своего колодца и чудодейственной силой целебных трав; самоё общение с русалкой дает красоту, поэтому девушки кумятся с нею на русальной неделе. Русалке дана сила оживления: она плачет над мертвым, но ее слезы – живая вода, дарующая жизнь… Есть у наших славян и такое поверье, что предки живут у колодцев, где «русалка-царица» хранит влагу бессмертия…

Назначение русалки – хранить напиток бессмертия в раю и приносить его на землю. В иных случаях она исполняет эту волю богов посредством превращений, как будто необъяснимых и не раз смущавших исследователей. Так, полубогиня появляется иногда в образе коня или кобылки, иногда в образе птицы. Между тем мифологический смысл этих превращений тесно связан с существом древней русалки.

В некоторых верованиях древности конь обозначает встречу огня и влаги и совместное действе их в природе. Конь – молния, но такая молния, которая выбивает ключи из недр земных; эти ключи – гремучие, они кипят и белеют пеной. Конь – облако, но облако, рожденное росою, согретою огненным лучом, упавшим с неба. Соединение огня и влаги в образе коня делает понятным, почему молоко кобылицы получает силу живой воды и возвращает жизнь убитому герою.

Как носитель напитка бессмертия, конь близок образу русалки, и это делает возможным превращение полубогини в кобылку. Древний миф еще живет в обряде, приуроченном и к летнему, и к зимнему празднику. Перед Петровками два или три парня покрываются парусом (заметим, есть диалекты, на которых парус называется «подух», что еще раз доказывает: древнее слово Рус означает Дух – И.Ч.), причем тот из них, который идет впереди, держит конский череп; четвертый парень идет сзади и подгоняет коня – русалку. Эти игры называются проводами русалки или проводами весны.

Еще теснее объединяется русалка с лебедем или кукушкой.

Вера в небесный напиток создала в мифологии арийских народов образы птиц, которые или охраняют его у древа жизни или одаряют им природу; за ними скрываются иногда боги или богини. Птицей могла обернуться и русалка, причем превращалась в крылья ткань ее белых льняных покрывал. Прядение льна – любимое занятие русалок, что и подобает им, как божествам небесной влаги; готовые полотна они расстилают возле колодцев или у источников, моют их в ключевой воде… Самая способность водяных нимф превращать свои одежды в крылья нашла отзвук в сказке о Морском Царе и Василисе Прекрасной: двенадцать колпиц прилетают на берег моря и, ударившись о сырую землю, обертываются юными девами, снимают с себя одежды и купаются… Образ водяной девы-птицы создал поверье, что русалки живут на речном берегу… Если южнославянские предания помнят о вилах, являющихся в образе белых лебедей, то наши сказки сказывают о лебедь-птице, красной девице, выплывающей из морской глубины: она прозрачна – это свойство русалки – сквозь перья у нее тело виднеется, сквозь кости видно, как из косточки в косточку мозг переливается, словно жемчуг пересыпается…»

Итак, Царевна Лебедь была покровительницей русалок. Ибо понимала лучше кого бы ни было, что требуется для отделения тонкого, духовного, светлого – от плотного, вещественного и темного. Такой изобразил ее Пушкин (и снова – Пушкин!).

В пушкинской сказке про Царевну-Лебедь она не просто неотразимо-красивая. Она творит все, что Гвидон (ее спаситель) захочет. Это – незамутненная (сомнениями, оглядкой) энергия самой Лады! То есть Царевна-Лебедь и есть жрица Лады. В ее предельном типе совершенства.

Вот он и пример, «аки творили древние». Только здесь передел мастерства. Все, что захочешь: город с церквами и монастырями, белочка чудотворная с орешками драгоценными, тридцать три богатыря из моря выходящие… все для суженого.

Ведь что для лады (жены) закон? Все что муж пожелает. А по сказке сразу видно, что суждено им с Гвидоном стать мужем и женой.

А выходит она к нему все время из моря (как родилась Афродита). Царевна Лебедь – покровительница русалок, душа великой водной стихии с ее ни чем не замутненным Приятием. Вода принимает форму того сосуда, в который налита. Поэтому и сама обретает власть принимать в свое лоно крещающихся во имя великого Жениха.

Понравилась статья? Расскажи друзьям

Метки:, , , , ,

Trackback вашего сайта.

Комментарии (1)

  • 16 Сентябрь 2013 at 12:44 |

    МНОГООБРАЗИЕ СУЩЕГО:
    любят спать в земле вампиры,
    а русалки – в заводи.
    на востоке есть факиры,
    факеры – на западе…

Оставить комментарий

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!!

*

Slideshow

Последние комментарии

  • Алена Селиванова

    19 Октябрь 2017 |

    Согласна,Егор!

  • Егор Алесандров

    19 Октябрь 2017 |

    Алёна, неожиданно яркий образ бабочки.
    Рискну предположить что этот образ нам пророчит. Бабочка как красивый мираж, как иллюзия, майя. И как мираж, прежде чем исчезнуть начинает дрожать, колебаться, так и бабочка в твоей медитации готовится к перемене и крыльями вздрагивает. По всей видимости противостоящие стороны определились. Богопротивная сторона решила действовать. Поживём, увидим. Пути Господни неисповедимы. Не будем боятся дьявола грозящего погубить, если бы мог, давно бы уже это сделал. Слава Богу.

  • Алена Селиванова

    18 Октябрь 2017 |

    Спасибо,Дмитрий,спасибо,Северина,спасибо,Ярина! За добрые слова и поддержку! О чем хотела предупредить эта бабочка своим появлением? Мне кажется,это важно…Взмах крыла – и… Какие перемены нас всех ожидают?

  • Дмитрий Логинов

    18 Октябрь 2017 |

    В текстах Алёны восхищает единство ума и сердца. Оно позволяет как бы особую стереоскопическую силу видения, необычные ракурсы… Блаженная Матрона каялась, что в детстве ловила бабочек, выпускала их в комнате и, когда садились они на оконное стекло, не сразу открывала окно, позволяя им улететь. Каялась, что удерживала гостей насильно, пока не надоедало ей любоваться ими. Какой великий урок почтения! Все мы есть Божьи твари. Дай Бог нам всем понимать это единство столь же проникновенно, как и Матрона! Теперь нередко к иконе ее, что в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, во множестве прилетают бабочки. Прихожане, заметив это, начали приносить рукодельные изображения бабочек, так что теперь икона окружена ими.

  • Северина Сталь

    18 Октябрь 2017 |

    Прекрасно, Алёна! Множество мыслей и ассоциаций вызвала публикация.. Конечно же, сразу Брэдбери с его “эффектом” случайно убитой бабочки — от чего будущий Мир не может не измениться.. И, разумеется, Шнитке — “Эти свободные бабочки”.. Истинный Художник хорошо чувствует БАБОЧКУ!!!
    Да, это Психея! И ее коротенькая жизнь на земле символизирует краткость одного земного человеческого существования — по сравнению с величием Вечности..

  • Ярина Тютчева

    18 Октябрь 2017 |

    Какой красивый сон, Алена! Даже захотелось, чтобы какой-то художник это запечатлел: бабочка, играющая на рояли в межзвездном пространстве. И потрясающий опыт в медитации. Желаю дальнейших интересных открытий!

  • Юлия

    30 Сентябрь 2017 |

    Спасибо большое за статью!!!!

  • Надежда Крупнова

    21 Сентябрь 2017 |

    Алёна! Спасибо вам большое!
    Так приятно, что Вы, прочитав мой рассказ о моём детстве, вспомнили своё!
    Мне очень повезло! Я до сих пор помню запах моего детства, Дух печки, на которой часто спала. А крючок от моей люльки до сих пор находится в потолочной балке, его не смогли убрать. Такое счастье, что это было!

  • Надежда Крупнова

    21 Сентябрь 2017 |

    Владимир!
    Благодарю Вас за такие добрые и тёплые слова! За такое глубокое понимание тех чувств, которые я старалась передать. Очень и очень рада, что вам понравилось. Спасибо.

  • Алена Селиванова

    21 Сентябрь 2017 |

    Большое спасибо,Надежда,с огромным интересом прочитала! Читая,вспоминала свое деревенское детство. Все было так – и не так…Общее и главное – жива народная душа,несмотря на 70-летний атеистический эксперимент! Основы и корни передаются от родителей и бабушек с дедами – детям и внукам.В моем детстве уже не было основательного деревенского хозяйства и развитых ремесел. Взрослые,хоть и жили в деревне,но работали все в городе.Все было более аскетично и,может быть,поэтично…Помню огромный и заброшенный бабушкин вишневый сад.Весной – это была сказочная красота! Впоследствии с ним произошло то же,что и с чеховским вишневым садом – продали под новорусские дачи…

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    20 Сентябрь 2017 |

    Спасибо, Надежда, за сокровища живой народной мудрости. Совершенно согласна с каждым словом предыдущего комментатора. К словам Владимира и добавить-то уже нечего. Все так оно воистину и есть. Веданием, мудростью и верой православной стоит Русь.

  • Владимир Толмачев

    20 Сентябрь 2017 |

    Спасибо, уважаемая Надежда, за статью. Вы смогли представить нам через призму детского непосредственного восприятия такой неповторимый образ Вашей деревенской бабушки Лизы, который, как мне думается, во многом типичен для многих деревенских женщин, хотя, может быть и не всегда обладающих такими талантами как Ваша бабушка. Все они постигали искусство жизни, опираясь на Заповеди Христовы, но и сами, каждая, привносили что-то новое неповторимое.
    Особая благодарность за небольшой, но очень концентрированный свод народной православной мудрости, который вы почерпнули из опыта непосредственного общения в семье. Видимо, каждый человек должен составить свое индивидуальное кредо, опираясь, в первую очередь, на свою семейную традицию, и хорошо, если она связана с Православием. Она помогает правильно переосмыслить через нее и опыт других людей. Советы Вашей мамы и бабушки очень просты, понятны, и, одновременно, концентрированны, помимо прямого имеют и глубинные смыслы, вселяют радость и оптимизм.

  • Надежда Крупнова

    11 Сентябрь 2017 |

    Владимир, спасибо большое.

  • Владимир Толмачев

    10 Сентябрь 2017 |

    Искренне спасибо, уважаемая Надежда, за Ваш дар извлекать из сердца, из глубин своей души такие прекрасные молитвы.

  • Алена Селивановаa

    29 Август 2017 |

    В пустоте еще беззвездного мироздания – Любовь,из которой возникает все…

  • сивер

    29 Август 2017 |

    случайно вспомнился совершенно спонтанный случай: ощутил себя одиноким сознанием в пустоте кажется еще беззвездного мироздания- неимоверная тоска была основным чувством- неужели это все родовая память наших Предков… с которыми едины…

  • Алена Селиванова

    25 Август 2017 |

    Спасибо,Егор! Легенду о Брахме я не знала… Очень интересно!

  • Егор Александров

    25 Август 2017 |

    Спасибо Алёна.
    Вспомнилось из Шримад Бхагаватам место, где Брахма рождается из лотоса и преодолевая своё неведение после длительной медитации осознаёт себя Личностью Бога, что позволяет ему начать творение своего мира. Удивительно, как это созвучно с твоим опытом медитации – Осознать себя Личностью Бога, нераздельной и неслиянной частью. Да и лотос вырос из озера в месте пупка Вишны, что символично с полярным водоворотом и точкой альва из Гиперборейского мифа. Ещё раз спасибо большое.

  • Алена Селиванова

    24 Август 2017 |

    Спасибо,Владимир!

  • Владимир Толмачев

    24 Август 2017 |

    Очень ценно, уважаемая Алена, что совершенствование Вашего ясного и цельного зрения, как пишет уважаемая Лада, идет рука об руку с развитием дара поэтического. Поэзия в этом смысле обладает уникальными возможностями для передачи опыта, выходящего за рамки обыденности. Через поэтические строки читающему легче и естественнее настроиться на ту высокую частоту душевных вибраций, которая сопровождает состояние поэтического вдохновения, следующего или сопровождающего опыт духовидения.