Дольний Лад. Русская Северная Традиция

дольний ладВозможно, мы с вами и не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему весь этот окружающий мир. Но каждый волен и властен, по крайней мере, превратить свой дом в место личной Силы семьи (а семья есть лик). Каждый волен сделать одежду, пищу и другие предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый, кто пожелает, способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно тысячелетиями выверенным заветам предков, родить, воспитать умных, здоровых и деятельных детей; а какие будут дети у нас – таким ведь и станет время. Вот этому всему и способствует ведение наиболее жизненной, практической части Русской Северной Традиции, древнейшего духовного учения на земле – Дольний Лад.

 ЛАД есть то, что ДАЛ Бог; а неполадки проистекают от человеческого недоразумения.

 Доля – удача, среча, добрая судьба, счастье (в противоположность Недоле – неудаче, разлуке, недоброй судьбе, несчастью).

Дол – поле, простор, приволье, бескрайняя ширь, свобода.

“Чтобы дом был родным” и “Домострой”

Написано Дмитрий Логинов в 1 Август 2015. Добавлено в письма читателей

domostroy чтобы дом был родным1

Чем похожи книги Лады Виольевой ЧТОБЫ ДОМ БЫЛ РОДНЫМ и знаменитый ДОМОСТРОЙ попа Сильвестра?

Знаменитый Домострой благовещенского попа Сильвестра был написан полтысячелетия назад. Точнее – составлен этим священнослужителем, выходцем из Новгорода, заметим, волхвы которого хранили Велесову книгу. Составлен с опорой на источники много более древние. С добавлением, разумеется, собственных писаний Сильвестра.

Новгород Великий в его времена был духовной столицей Русской Северной Традиции. Он перестал быть ей после конфликта города с Иваном Грозным и тогда же таковым сделался Нижний Новгород. Конфликтовал с Грозным и сам Сильвестр, духовник царя. Но это тема отдельная.

До никонианской реформы-ереси 1666 года Домострой был равно чтим на Руси всеми сословиями. С ним сверяли обиход и строй жизни дома и семьи цари, бояре, купцы, стрельцы, землепашцы… А вот после того, как Никон повел сверку по кривой мерке – старые русские духовные книги «правили» по византийскому новоделу – официальные поминания Домостроя вообще прекратились, знатные сторонники Никона как-то «забыли» о существовании книги.

Уж очень многое в ней опровергало необходимость реформы, если почитать ее вдумчиво. И все ж бороться с ней не решались никониане. Слишком был прочен в народе образ Домостроя как «древа древлего благочестия». А ведь предложить людям что-то вместо – никонианам просто нечего было! Хоть и пытались притаскивать на Русь разные «Зерцала» западные, да не было на них спросу. Слишком уж они были плоскими по сравнению с Домостроем. Не имели духовного измерения.

Итак, официоз после Никона как-то позабыл Домострой, а вот старообрядцы почитали и почитают. Величали и величают.

Даже немножко слишком. Ведь и переписчиками после Сильвестра было добавлено кое-что невпопад. И, главное, время все же течет и понятно, что, танцуя от той же печки (столбовые ценности неизменны!) следует обращать внимания на меняющиеся ритмы времени.

Раздувая это несоответствие – передергивая – западники позапрошлого века и атеисты прошлого создали из Домостроя жупел: организовали книге попа Сильвестра пиар квинтэссенции отсталости, крепостничества (хотя во времена Сильвестра на Руси еще не было крепостного права), цитадели религиозного фанатизма. Понятно, что поверить подобному может лишь то, кто и не открывал книгу.

Здравое же зерно состоит в том, что Домострою нужны потомки. В духовном смысле и у книг точно так же, как у людей, бывают и книги-дети, и книги-внуки.

И вот книга Лады Виольевой ЧТОБЫ ДОМ БЫЛ РОДНЫМ состоит с книгой попа Сильвестра в таком духовном родстве. Потому как она представляет собой настоящую Русскую Северную Традицию. Ладой передается именно ПЕРЕДАННОЕ, а не собственные фантазии на тему. Но притом и не просто передается, а перелагается так, чтобы современнику было внятно, чтоб извлекал реальную повседневную пользу.

То есть у Лады прекрасно сбалансированы два ключевых момента, которые отличают вообще всех писателей-традиционалистов школы РСТ: четко держится корней (а они на Руси много глубже, чем нынче думают), но пишет при этом языком человеческим (а не псевдомистическим или «научным»), коим и надлежит говорить сейчас о вещах НАСУЩНЫХ.

Насущных же вещей в книге Виольевой «Чтобы дом был родным» особо выделено четыре (соответственно разделам книги):

1.        Как сделать свой дом (или квартиру) аккумулятором личной Силы.

2.        Как организовать, чтобы заводимое в доме – не только приобретаемые ПРЕДМЕТЫ обихода, но и наживаемые ПРИВЫЧКИ обихода – работало на вас, а не против вас. То есть на здоровье вашей судьбы.

3.        Что именно должно быть и чего не должно быть в доме, чтобы он стоял и как цитадель вашего здоровья физического. Пища как лекарство (причем лекарство ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ: врачей, поликлиники, больницы – жить и, дай Бог, вообще никогда не видеть). Жизненные каноны домашние как лекарство. Отношения в семье как лекарство (тогда и психотерапевты никому в семье не потребуются – пусть они остаются уделом Запада, которому иначе никак при разгуле там толерантности, гендерности, ювенальной юстиции…).

4.        Семья и добрые отношения в ней как первоосновная ценность. Дети как семейный приоритет. Процитирую Ладу: «когдa и при кaких обстоятельствaх зaчaть и родить, кaк воспитaть ребенкa и огрaждaя его от вредоносных влияний, но и при этом не связывaя крылья сaмостоятельности, не дублируя духовную иммунную систему, вложенную сaмим Творцом, Родом».

Яркий плюс книги: система духовных ценностей христианских не противопоставляется системе духовных ценностей народной. Русский народ силен как раз тем, что на протяжении веков и тысячелетий (а не одного только последнего тысячелетия, как теперь думают) ведал и будет ведать о НЕРАЗДЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВИЯ несмотря ни на какие мимотекущие веяния. Будь то поветрие никонианского сепаратизма на тему, что почитание богов якобы несовместимо с поклонением Богу Триединому Всевышнему, или будь то треньканье пластиковой балалайки неоязычников на мотив, что христианство есть русскому народу как бы религия чуждая.

Единство «сторон медали» присутствует в книге Виольевой «Чтобы дом был родным» столь же ненарушимо, как его можно видеть на тысячелетней давности ЗМЕЕВИКАХ – оберегах русских православных благоверных князей. Поэтому не побоюсь назвать эту книгу Лады современной версией знаменитого «Домостроя» попа Сильвестра, в книге которого постоянно видишь конкретику русских, славянских, скифских корней христианства без малейших намеков на какие-либо ветхозаветные аллюзии.

Конечно, «Домострой» Сильвестра куда как объемней и всеохватней, чем данная книга Лады, но – почему-то мне думается – со временем из под ее пера выйдет и «Чтобы дом был родным 2» и т.д.

Неделю назад новая авторская редакция книги Лады опубликована здесь: http://bookz.ru/authors/lada-viol_eva/4tobi-do_856.html . И уже успех очевиден: читательская оценка четыре с половиной балла из пяти возможных. Причем, что самое главное, СКОЛЬКО читателей за одну лишь неделю посчитали своим долгом проголосовать? Почти две с половиной тысячи! А ведь нередко книга висит годами и набирает лишь пару-тройку читательских оценок. Успех Виольевой подтверждает еще раз известную истину: стоит – и стОит – именно то, что имеет КОРНИ.

Понравилась статья? Расскажи друзьям

Метки:

Trackback вашего сайта.

Комментарии (2)

  • Владимир Ясный
    9 Ноябрь 2016 at 18:37 |

    Дмитрий добра желаю.
    У меня вопросы по чудо терем. При постройке размеры дома отсчитывались по внешним/внутренним граням или по осям?Как должен быть со-ориентирован дом по странам света и по какому маяку(по печи, входной дверии…)Дом состоит из многих помещений – их расположение и закрутка зависят от замысла? Думаю в доме широко использовалось масштабирование… Уверен, что дом рос с развитием семьи, а для стариков делались помещения уже при строительстве… Вопросов очень много, я был бы очень благодарен, если бы мы общались на какой – нибудь страничке.
    С поклоном
    ВЯ

  • 26 Ноябрь 2016 at 9:25 |

    Здравия Владимир. Так ведь это я про книгу Лады Виольевой написал. Значит, к ней и вопросы. Впрочем, на некоторые из этих вопросов про чудо-терем точно есть ответы в ее новой книге ДОРОГОЙ РУССКОГО ЛАДА: http://books.svainstitute.ru/books/dorogoi-russkogo-lada/

Оставить комментарий

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!!

*

Slideshow

Последние комментарии

  • Дмитрий Логинов

    Дмитрий Логинов

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, друзья! Эта статья войдет главой в новую мою книгу Речений Арконова, которую сейчас пишу – о неразрывности богословия древлего православного (Правь славили) и современного христианского.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Совершенно верно. К правилам путь не сводится. Правила – только вехи на пути, помогающие идти, не более. Главное – уловить непосредственное чувствование сути происходящего. и не терять этой путеводной звезды из виду.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Да, это ключ к здравию. Правда, труд необязательно только физический, но и он конечно тоже. Просто любая добрая созидательная деятельность и простота в быту. А также культура и сдержанность в питании и вообще в удовольствиях.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Если убрать “сильно не согласен”, получится хорошее и конкретное ДОПОЛНЕНИЕ к статье. Принцип гармонии (всего в меру), воспитание личной культуры питания, о которой Вы пишете, прекрасно согласуется с тем, что мы уже освещали в статьях о целебной силе традиционной трапезы.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, Северина. Нам с тобой о кошках можно говорить бесконечно долго. Вот бы книгу такую собрать… с описанием их нежной дружбы и необыкновенных способностей. Давно места такая есть.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, Егор. У кошек действительно существует своя цивилизация. Основанная на строгой иерархии внутри прайда. Причем коллективизм у них не подавляет самостоятельность, как например у стадных животных. И наоборот, гуляние кошки самой по себе не вырождается в обособленный индивидуализм. Человеческой цивилизации есть чему поучиться у кошек. Этот зверь практикует царственность во всех смыслах этого слова. Неслучайно древние русы (рысичи) выбрали себе тотемом небесную кошку – рысь. (Небесная – потому что живет на деревьях и редко спускается на землю).

  • Северина Сталь

    18 Апрель 2017 |

    Ах, какой колорит, какой дух ведический в твоем рассказе, Димитрий, катарсический даже! С Владимиром дословно согласна! А словечко одно может даже подтвердить мою догадку о ночлеге.. Я ведь, по наивности думала: коли Волхв северный, значит и живет на Севере.. А чего ему, спрашивается, среди оленей и ягеля делать?! Выудила аж четыре афоризма Тихонова:

    Рыбка своею косточкой не подавится;
    К воде подогнать лошадь можно, но пить ее не заставишь;
    Материться – чёрту молиться;
    Бес хитер, да не мудр.

    Спасибо тебе и Тихону, конечно!

  • Северина Сталь

    18 Апрель 2017 |

    Очень понравился рассказ! А еще вот этот твой, Лада:
    http://dolniy-lad.ru/veshhie-zveri/kot-zashhitnik-stalingrada.html

  • Егор Александров

    18 Апрель 2017 |

    Каждый в своей душе свой Огневой Дом строит, осознанно или не осознанно, но строит. Для Него. ТриЕдиного. Кто может Огневой Дом построить явно, в материале? Тот, у кого обитель в душе ТриЕдиный устроил. Для кого тот строил? Для тех, кто сам в душе обитель строит. Для Него. ТриЕдиного. И способ строительства известен -Покой.

  • Егор Александров

    18 Апрель 2017 |

    Замечательная история. Цивилизация кошек. Наверное согласен, что это цивилизация. И культура у них есть. Культура кошачей цивилизации – умение преданно дружить, на дружбу дружбой отвечать. В тяжёлые периоды “махрового” индивидуализма (либерализма) человеческого они пример являют дружбы преданной, чтобы мы не забывали о ней, о дружбе, от неё до любви….. и шагать не надо.. Если человек дружить умеет, он с кашачим царством всегда общий язык найдёт.

  • Владимир Толмачев

    17 Апрель 2017 |

    Большое спасибо, дорогой Дмитрий, за доходчивую даже для обыденного сознания русских людей статью, в которой имеется целая система отсылок и ключей, помогающих уяснить многие вопросы ведизма северного. Думается, было бы полезно с ней ознакомиться представителям неоязычества, чтобы понять узость и поверхностность своих учений. И даже многим православным верующим для понимания сути Православия Нераздельного. Да и для современной молодежи чрезвычайно актуальна эта статья для восстановления забытых где-то в душе основ.

  • сивер

    17 Апрель 2017 |

    правильно. однако маловато правил- лишь жизнь по традиции(иного нет) позволяет жить сто пятьдесят и более лет. НАИВЫСШЕГО

  • Алена Селиванова

    16 Апрель 2017 |

    Мои прабабушки прожили одна 94 года, другая – 96 лет. Вынесли на себе весь двадцатый век с его войнами и революциями… В чем секрет их долголетия? С одной стороны, никакого секрета нет. Физический труд,умеренность в пище и отсутствие вредных привычек. А с другой… Внутренний свет, радость и доброта…

  • Сергей

    14 Апрель 2017 |

    Сильно не согласен со многими выводами в статье. И по поводу усвоения белка и по поводу старения. Акцент надо делать на восстановлении микроциркуляции крови в каждой части тела и питания по принципу: есть что хочется, когда хочется и сколько хочется. А тренировать нужно умение отличать хотелку центра удовольствий от действительных потребностей тела. Перевод питания на клетчатку, например, приводит к обезвоживанию и изменению состава лизоцина, первого сторожа от вирусов и бактерий в организме ( вместо 24 аминокислот в него без мяса входит 18) т.е на 30% сопротивляемость организма падает. То же происходит и с иммунитетом.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    13 Апрель 2017 |

    Спасибо, дорогая Северина.
    Читаешь стихотворение, будто слышишь музыку колыбельную. чудо и диво.

  • Владимир Толмачев

    13 Апрель 2017 |

    Надо сказать, уважаемая Лада, что даже современные компании, до конца не понимая причин быстрого засыпания детей в движущемся автомобиле, пытаются косвенно и в своеобразном исполнении использовать в своих новшествах опыт древности. Так, сайт TEHNOT.COM недавно сообщил, что компания Ford показала инновационную колыбель для малышей, имитирующую ощущения при поездке на автомобиле (см.: http://tehnot.com/ford-sozdal-unikalnuyu-kolybel-dlya-detej/).

  • Северина Сталь

    9 Апрель 2017 |

  • Алена Селиванова

    8 Апрель 2017 |

    Спасибо,Лада!

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    8 Апрель 2017 |

    Случай чудесный! Спасибо, Алена. А река Эридан – это река Эри (дан, дон – означает “река” вроде бы по-греч. или по скифски). Эри – это Ара, один из великих четырех потоков гиперборейских: Ара, Двина, Сура, Ра.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    20 Март 2017 |

    Спасибо, дорогая Северина! Люди действительно возвращаются к ясочке-колыбели. (уж и производство наладили). А с колыбелью и к песням колыбельным. У кроватки не особенно попоешь, нет ритма. Хотя мамы все равно пытаются… Прекрасное четверостишие. А можешь прислать ссылочку на твое стихотворение полностью?