Дольний Лад. Русская Северная Традиция

дольний ладВозможно, мы с вами и не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему весь этот окружающий мир. Но каждый волен и властен, по крайней мере, превратить свой дом в место личной Силы семьи (а семья есть лик). Каждый волен сделать одежду, пищу и другие предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый, кто пожелает, способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно тысячелетиями выверенным заветам предков, родить, воспитать умных, здоровых и деятельных детей; а какие будут дети у нас – таким ведь и станет время. Вот этому всему и способствует ведение наиболее жизненной, практической части Русской Северной Традиции, древнейшего духовного учения на земле – Дольний Лад.

 ЛАД есть то, что ДАЛ Бог; а неполадки проистекают от человеческого недоразумения.

 Доля – удача, среча, добрая судьба, счастье (в противоположность Недоле – неудаче, разлуке, недоброй судьбе, несчастью).

Дол – поле, простор, приволье, бескрайняя ширь, свобода.

О хлебе живом

Написано Наталия Задонская в 1 Август 2013. Добавлено в Русская здрава, трапеза традиционалиста

о хлебе живом

© Наталия Задонская, О ХЛЕБЕ ЖИВОМ (фрагмент статьи), официальный сайт автора “АГРИЛИОН

Раньше Русь называли «квасной цивилизацией». Квасили всё: хлеб на закваске (ржаная, из хмеля, кисло – молочная…); квашеные овощи (капуста, морковь, свёкла, крапива…); более 30 видов кваса было на Руси ( с морковью, свёклой, травами, специями…).

В квашеных продуктах «живут» кисло – молочные бактерии, необходимые человеку для переваривания пищи.

Если человек каждый день употребляет такие продукты, ему не нужны не какие пробиотики.

На Руси хлеб всегда был в почёте, к нему относились, как к живому. С хлебом связано много поговорок: «Хлеб всему голова!», «Хлеб – батюшка, Земля – матушка»…

Хлеб был ключевым элементом во многих обрядах: с хлебом солью встречали гостей; пекли каравай на свадьбу; если в деревне случался пожар, чтобы он дальше не распространялся, брали хлеб и хлебом обносили огонь.

Хлеб был самостоятельным продуктом, он не был дополнением к еде, хлебом не «заедали», как сейчас.

Хлеб способен быстро утолить голод. В великий голод народ просил не колбасы, а хлеба.

А если хлеб приготовлен с любовью, с молитвой, то такой хлеб лечит.

Бог создал человека таким совершенным, что если у него правильно, в согласии с Божественным планом, работает организм, то для самоподдержания жизни ему нужна совершенная малость. Известны примеры, когда старцам, занимающимся большой духовной работой, в день нужна только краюшка ржаного хлеба, щепоть соли и луковица.

Великий русский писатель Николай Лесков описывает такой феномен:

«Однако в чём же проходит твоя жизнь? – Да, вот она в чём проходит: просыпаюсь я рано и выхожу из города и иду с топором в лес. Там я нарублю хороший оберемог валежнику, который всякому собирать дозволено, и тащу мою связку в город, как ты видел сегодня, когда меня встретил у ворот.

-Ну, а далее?

– А далее – в городе я продаю свой хворост на топливо, а за те деньги, которые выручу за хворост, покупаю себе хлеба и съедаю его.

– и другого у тебя занятия нет ни какого?

– нет ни какого, отче.»

Хлеб регулировал отношения в доме. За обедом старший в роду ломал каравай и раздавал каждой семье «по чести», то есть, кто больше заработал и у кого семья больше. Совместное принятие пищи на Руси это тоже отголоски древних ритуалов.

Печь в доме была одна. Она была алтарем, в него жертвовали дерево, а она дарила тепло, еду, здравие.

Если появлялась новая семья, то просто ей достраивали клети, но печи в ней не было, зимой все с кроватями перебирались в избу (истьба, истопить), то есть в помещение с печкой (слово дом произошло от слова дым).

Выражение «Родительские Пенаты». Пенаты это духи – хранители очага, как правило, изображались как двое животных вокруг очага.

Хлеб на Руси называли любовно ЖИТО!

Жи – жизнь, т.е. ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ!

Что же за сила такая в хлебе, что так ценилась нашими предками? Сила это могучая, потому что это Сила зарождения Жизни. Изначально выращивание и испекание хлеба было исключительно жреческим занятием. Священнослужитель в течении лета созерцал рост колоса, затем ритуально испекал хлеб, в приготовлении хлеба участвуют самые важные для жизни микроэлементы. На празднике Урожая освещал хлеб и делил по общине. Впоследствии, приготовление хлеба стало из жреческой привилегии общенародным занятием. (…)

Чем же так русский хлеб отличается от восточной лепешки? При изготовлении лепешки муку мешают с водой и прижигают в печке, а что бы приготовить русский хлеб, тесто нужно месить, бывает и не по разу.

Когда готовили хлеб, одновременно молились или пели, а значит, здесь участвует ещё и Душа. Поднятие теста зависит от настроения, с которым его месили. При поднятии теста и формируется будущая энергетическая структура хлеба, её можно сравнить с кристаллической решеткой сильного камня. Именно поэтому было принято хлеб ломать, а не резать. Разрезая, мы режем энергетическое строение хлеба. А ломая, он отламывается по своему энергетическому рисунку. При ломании, краюшка перенимает силу всего хлеба, а при отрезании только по размеру отрезанного, есть такое даже выражение «отрезанный ломоть».

Можно провести эксперимент, отломать небольшой кусочек с одной стороны хлеба, а с другой примерно такой же по размеру отрезать. У них будет различен не только вкус, но и запах. Отломанный будет кусочек вкуснее и ароматнее отрезанного!

С Душой приготовленный хлеб долго лежит, практически не черствеет. А главное не покрывается плесенью!

Покупной хлеб, в основном, «мёртвый». Он сделан не для людей, а для денег. Чтобы активизировать в нём Силу зарождения жизни, нужно прочитать над ним молитву.

На пакете с ржаной мукой я увидела надпись, что испечь хлеб на закваске в домашних условиях невозможно, нужна русская печь. А я утверждаю: Самому выпечь «живой» хлеб очень легко!!!!

Этапы приготовления хлеба «живого».

1. Ржаная закваска.

Для закваски следует взять:

1стакан тёплой воды, 1столовую ложку мёда, ржаную муку, стеклянную банку, льняную салфетку.

– Берём 1 стакан тёплой воды, желательно родниковой. Если взять воду из – под крана, пропущенную через электромоторы и ржавые трубы, над ней следует прочесть молитву.

– Добавляем в воду ржаной муки до консистенции густой сметаны. Закрываем банку льняной салфеткой, а не крышкой т.к. наша закваска «живая», в ней образуются кисло – молочные бактерии, ей нужен кислород, нашей закваске надо дышать.

– Укутываем нашу закваску (заворачиваем в полотенце), ставим в тёплое место.

– Через сутки закваску надо «напоить» и «накормить» т.е. добавить немного (примерно ¼ стакана) тёплой воды и муки до консистенции густой сметаны.

– Закваску укутываем, ставим в тёплое место.

– Закваску заквашиваем 4-6 дней. При этом раз в день «кормим» и «поим».

В закваске должны появиться пузырьки и характерный кислый запах. Берём банку с закваской в добрые и ласковые ладошки и «наговариваем» добрые пожелания: любовь и заботу о себе, своих близких, о мире.

Чем старше закваска, тем она Сильнее. Раньше закваска считалась очень ценным продуктом, она была в каждой семье, её передавали из поколения в поколение.

У некоторых хлебопёков сохранились закваски, которым не один десяток лет.

Далее нашу закваску ставим в холодильник, накрыв льняной салфеткой. Раз в неделю достаем из холодильника, «кормим» и «поим», т.е. добавляем немного воды и ржаной муки.

2. Приготовление «живого» хлеба.

– Вечером достаём нашу закваску.

– Делаем затвор.

Когда делаем первый раз хлеб из новой закваски, то берем 0,5 стакана до 1 стакана закваски т.к. наша закваска, пока, не набрала силу.

Когда закваска наберёт силу, то берём 3- 4 ст. ложки на 0,5 литра тёплой воды.

В закваску добавляем пол литра тёплой воды и ржаную муку.

Замешиваем тесто до консистенции густой сметаны.

– Оставляем затвор до утра. Надо чтобы наша закваска активизировалась, «ожила» – чтобы микроорганизмы поработали над мукой.

– Накрываем наш затвор льняным полотенцем и оставляем до утра.

3. Замес теста.

Утром добавляем в нашу затвор щепоть соли, мёд по вкусу.

Соль и мёд предварительно растворяем в воде.

В затвор можно добавить:

Специи – кориандр, тмин, имбирь, мускатный орех….

Для усиления аромата специи можно растолочь в ступке.

Семена, орехи – кунжут, льняное семя, семена горчицы, семечки подсолнечника, тыквы, фундук, грецкий орех……..

Другие добавки – отруби, льняная мука, солод, шрот расторопши…

Травы укроп, петрушка, крапива, сныть…

После этого добавляем муку и замешиваем густое тесто.

4. Отдых.

Нашему тесту надо дать отдохнуть:

оставляем его на 10 – 15 мин., накрыв его полотенцем.

5. Формирование «живого» хлеба.

– После отдыха добавить в хлеб 0,5 стакана масла: подсолнечное (лучше нерафинированное), льняное, рыжиковое, горчичное, оливковое….

– Месим и придаем форму нашему хлебушку. Для этого выкладываем тесто на стол, посыпанный слоем муки.

В тесто добавляем ржаную муку, на стол можно насыпать пшеничную муку.

У ржаной муки мало клейковины, и если брать одну ржаную муку, то хлеб получается очень рассыпчатым.

– После того, как из теста сделали колобок, выкладываем его в форму, предварительно, смазанную маслом.

6. Расстойка теста.

Оставляем наш хлебушек в форме на расстойку.

Тесто в форме должно подняться в 1,5 – 2 раза. По времени это занимает от 1 до 4 часов.

Во время расстойки тесто накрывают полотенцем и ставят в тёплое место.

7. Выпекание «живого» хлеба.

– Ставим хлеб в предварительно разогретую духовку до 250 градусов на 10 мин.

– затем температуру убавляем до 200-180 градусов, при этой температуре хлеб печется 40 минут.

– затем убавляем температуру до 150 градусов, оставляем при этой температуре минут на 10- 20.

– хлеб печем не менее 1часа.

8. Пеленение «живого» хлеба.

Хлеб вынимаем из духовки и «укутываем» в льняное полотенце, чтобы хлеб медленно остыл, и из него ушла влага.

Ржаной хлеб лучше есть через 12 часов.

На здравие!!!

А вот так пекли «живой» хлеб в селе Пачи, Кировской области.

Надежда Игитова, директор сельской библиотеки:

«Закваска – это продукт, который обязательно имелся в любом крестьянском доме.

Опару ставили в деревянных кадушках – квашнях, замешивали деревянной вёселкой( у нас её по- деревенски называли мутовкой).

«Хлебушко» подходил долго, вымешивали не один раз, тесто становилось очень густым, не растекалось, подходило, увеличиваясь в размерах.

Когда нужно было хлеб разделывать, затопляли русскую печь.

Хлеб ещё раз вымешивали и при помощи деревянной чашки – чаруши формовали караваи или ковриги, выкладывали их на стол, устланный льняной домотканой скатертью.

К тому моменту, когда протапливалась печь, подметали подв печи влажным веником из осоки. Со скатерти переворачивали хлеб на деревянную лопату и отправляли в устье печи. Печи вмещали по 8 – 10 ковриг.

Хлеб хранился долго, не черствея. А какой аромат заполнял комнату! Это запах из детства!

Ещё интересный момент. Фактура у скатерти могла быть разной, и верхняя корочка каравая всегда имела свой оттиск, рисунок. Так даже можно было узнать хозяйку хлеба по её фирменному знаку.

Когда хотелось испечь хлеб «побелее», не чисто ржаной, добавляли немного белой муки, а ещё горячий, растёртый варёный картофель.

Хлеб получался удивительно вкусный!

Сама я тоже пекла ржаной хлеб на опаре, потому что на дрожжах он просто не получится. Даже если сложится впечатление, что тесто подошло, созрело и готово к выпеканию, результат будет плачевным. Хлеб будет тяжёлым, кляслым, не пропёкшимся. Его называют «закала». А удавшийся хлеб или любую другую выпечку «удака». Вот такой местный диалект, сейчас так уже не говорят.

 

Понравилась статья? Расскажи друзьям

Trackback вашего сайта.

Оставить комментарий

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!!

*

Slideshow

Последние комментарии

  • Владимир Толмачев

    24 Июнь 2017 |

    Поистине удивительные создания, уважаемые Лада. Сколько еще предстоит узнать о них интересного и поучительного. Каждый, у кого есть кошка, понимает и чувствует, насколько это мудрое, спокойное и ладное животное. Можно бесконечно учиться и учиться современному человеку у кошки. Учиться жизненной взвешенности, умению гармонично быть всегда на своем месте и искренне радоваться и удовлетворяться уже тем, что имеешь и чем располагаешь. Еще хотелось бы обратить внимание на сходство глаз кошки, видимо не случайное, с глазами еще одного признанно мудрого существа – совы.

  • Владимир Толмачев

    15 Июнь 2017 |

    Большое спасибо, уважаемый Егор, за Ваше прочтение опыта русских людей относительно бани. В этом опыте мы видим, как Вы пишите, «удивительное чувствование творения Божьего и сотворчества с ним», унаследованное от гипербореев. Это, можно сказать, образец бережного и гармоничного обращения со стихиями, который вполне может быть применен и к другим сферам нашей современной жизни. Чтобы и сама действительность стала более гармоничной и совершенной. Главное – постараться понять принципы и закономерности, прочувствовать особенности их проявления, постараться как можно лучше их претворить в жизнь.

  • Дмитрий Логинов

    Дмитрий Логинов

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, друзья! Эта статья войдет главой в новую мою книгу Речений Арконова, которую сейчас пишу – о неразрывности богословия древлего православного (Правь славили) и современного христианского.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Совершенно верно. К правилам путь не сводится. Правила – только вехи на пути, помогающие идти, не более. Главное – уловить непосредственное чувствование сути происходящего. и не терять этой путеводной звезды из виду.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Да, это ключ к здравию. Правда, труд необязательно только физический, но и он конечно тоже. Просто любая добрая созидательная деятельность и простота в быту. А также культура и сдержанность в питании и вообще в удовольствиях.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Если убрать “сильно не согласен”, получится хорошее и конкретное ДОПОЛНЕНИЕ к статье. Принцип гармонии (всего в меру), воспитание личной культуры питания, о которой Вы пишете, прекрасно согласуется с тем, что мы уже освещали в статьях о целебной силе традиционной трапезы.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, Северина. Нам с тобой о кошках можно говорить бесконечно долго. Вот бы книгу такую собрать… с описанием их нежной дружбы и необыкновенных способностей. Давно места такая есть.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    22 Апрель 2017 |

    Спасибо, Егор. У кошек действительно существует своя цивилизация. Основанная на строгой иерархии внутри прайда. Причем коллективизм у них не подавляет самостоятельность, как например у стадных животных. И наоборот, гуляние кошки самой по себе не вырождается в обособленный индивидуализм. Человеческой цивилизации есть чему поучиться у кошек. Этот зверь практикует царственность во всех смыслах этого слова. Неслучайно древние русы (рысичи) выбрали себе тотемом небесную кошку – рысь. (Небесная – потому что живет на деревьях и редко спускается на землю).

  • Северина Сталь

    18 Апрель 2017 |

    Ах, какой колорит, какой дух ведический в твоем рассказе, Димитрий, катарсический даже! С Владимиром дословно согласна! А словечко одно может даже подтвердить мою догадку о ночлеге.. Я ведь, по наивности думала: коли Волхв северный, значит и живет на Севере.. А чего ему, спрашивается, среди оленей и ягеля делать?! Выудила аж четыре афоризма Тихонова:

    Рыбка своею косточкой не подавится;
    К воде подогнать лошадь можно, но пить ее не заставишь;
    Материться – чёрту молиться;
    Бес хитер, да не мудр.

    Спасибо тебе и Тихону, конечно!

  • Северина Сталь

    18 Апрель 2017 |

    Очень понравился рассказ! А еще вот этот твой, Лада:
    http://dolniy-lad.ru/veshhie-zveri/kot-zashhitnik-stalingrada.html

  • Егор Александров

    18 Апрель 2017 |

    Каждый в своей душе свой Огневой Дом строит, осознанно или не осознанно, но строит. Для Него. ТриЕдиного. Кто может Огневой Дом построить явно, в материале? Тот, у кого обитель в душе ТриЕдиный устроил. Для кого тот строил? Для тех, кто сам в душе обитель строит. Для Него. ТриЕдиного. И способ строительства известен -Покой.

  • Егор Александров

    18 Апрель 2017 |

    Замечательная история. Цивилизация кошек. Наверное согласен, что это цивилизация. И культура у них есть. Культура кошачей цивилизации – умение преданно дружить, на дружбу дружбой отвечать. В тяжёлые периоды “махрового” индивидуализма (либерализма) человеческого они пример являют дружбы преданной, чтобы мы не забывали о ней, о дружбе, от неё до любви….. и шагать не надо.. Если человек дружить умеет, он с кашачим царством всегда общий язык найдёт.

  • Владимир Толмачев

    17 Апрель 2017 |

    Большое спасибо, дорогой Дмитрий, за доходчивую даже для обыденного сознания русских людей статью, в которой имеется целая система отсылок и ключей, помогающих уяснить многие вопросы ведизма северного. Думается, было бы полезно с ней ознакомиться представителям неоязычества, чтобы понять узость и поверхностность своих учений. И даже многим православным верующим для понимания сути Православия Нераздельного. Да и для современной молодежи чрезвычайно актуальна эта статья для восстановления забытых где-то в душе основ.

  • сивер

    17 Апрель 2017 |

    правильно. однако маловато правил- лишь жизнь по традиции(иного нет) позволяет жить сто пятьдесят и более лет. НАИВЫСШЕГО

  • Алена Селиванова

    16 Апрель 2017 |

    Мои прабабушки прожили одна 94 года, другая – 96 лет. Вынесли на себе весь двадцатый век с его войнами и революциями… В чем секрет их долголетия? С одной стороны, никакого секрета нет. Физический труд,умеренность в пище и отсутствие вредных привычек. А с другой… Внутренний свет, радость и доброта…

  • Сергей

    14 Апрель 2017 |

    Сильно не согласен со многими выводами в статье. И по поводу усвоения белка и по поводу старения. Акцент надо делать на восстановлении микроциркуляции крови в каждой части тела и питания по принципу: есть что хочется, когда хочется и сколько хочется. А тренировать нужно умение отличать хотелку центра удовольствий от действительных потребностей тела. Перевод питания на клетчатку, например, приводит к обезвоживанию и изменению состава лизоцина, первого сторожа от вирусов и бактерий в организме ( вместо 24 аминокислот в него без мяса входит 18) т.е на 30% сопротивляемость организма падает. То же происходит и с иммунитетом.

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    13 Апрель 2017 |

    Спасибо, дорогая Северина.
    Читаешь стихотворение, будто слышишь музыку колыбельную. чудо и диво.

  • Владимир Толмачев

    13 Апрель 2017 |

    Надо сказать, уважаемая Лада, что даже современные компании, до конца не понимая причин быстрого засыпания детей в движущемся автомобиле, пытаются косвенно и в своеобразном исполнении использовать в своих новшествах опыт древности. Так, сайт TEHNOT.COM недавно сообщил, что компания Ford показала инновационную колыбель для малышей, имитирующую ощущения при поездке на автомобиле (см.: http://tehnot.com/ford-sozdal-unikalnuyu-kolybel-dlya-detej/).

  • Северина Сталь

    9 Апрель 2017 |

  • Алена Селиванова

    8 Апрель 2017 |

    Спасибо,Лада!