Дольний Лад. Русская Северная Традиция

дольний ладВозможно, мы с вами и не такие сильные, чтобы изменить немедленно к лучшему весь этот окружающий мир. Но каждый волен и властен, по крайней мере, превратить свой дом в место личной Силы семьи (а семья есть лик). Каждый волен сделать одежду, пищу и другие предметы обихода своими союзниками, а не противниками. Каждый, кто пожелает, способен превратить обыденные вроде бы вещи в мощнейшие обереги себя и близких. И каждый может, следуя точно тысячелетиями выверенным заветам предков, родить, воспитать умных, здоровых и деятельных детей; а какие будут дети у нас – таким ведь и станет время. Вот этому всему и способствует ведение наиболее жизненной, практической части Русской Северной Традиции, древнейшего духовного учения на земле – Дольний Лад.

 ЛАД есть то, что ДАЛ Бог; а неполадки проистекают от человеческого недоразумения.

 Доля – удача, среча, добрая судьба, счастье (в противоположность Недоле – неудаче, разлуке, недоброй судьбе, несчастью).

Дол – поле, простор, приволье, бескрайняя ширь, свобода.

Отрок Божий

Написано Дмитрий Логинов в 6 Апрель 2012. Добавлено в вехи духовной истории

Отрок Божий«Яко велий есть отрок Божий»…

Подобные речения встречаются теперь лишь в очень редких молитвах, которым посчастливилось дойти до нашего времени от самой седой христианской старины нимало не измененными. Например, Великий Заплот от бесов святителя Василия Великого.

До никонианской реформы почти во всяком каноне начертывалось  «отрок Божий» в местах, где ныне можно видеть «раб Божий», потому что переписали так по греческим образцам во время этой самой реформы.

Я это не к тому, что именоваться «раб Божий» будто бы неприемлемо. Не собираюсь подпевать неоязычникам на их вечнозеленый мотив «мы не рабы – рабы не мы». Подобное плоскописание мы уже проходили в том страшном училище, о котором Дягилева хорошо спела: «Первым классом школы жизни будет им тюрьма. А к седьмому их посмертно примут в комсомол».

Бог Всевышний  –  это Свобода. Русская Северная Традиция учила этому испокон, а в начале прошлого века это философски обосновал Николай Бердяев. То есть формула «раб Божий» это оксюморон, конечно, но ирония оного направлена очень остро как раз против любых попыток брать человека в рабство. Признавая себя рабом БОГА, то есть «рабом Свободы», Свободным,  –  ты пресекаешь на корню всяческие потуги владеть тобой, как рабом, со стороны любого человека, партии, корпорации… т.е. со стороны вообще всякой ТВАРИ.

Итак, именование «раб Божий» не противоречит естественному для православного глубочайшему СВОБОДОЛЮБИЮ. Но все-таки, естественнее звучит исконное на Руси христианское величание «отрок Божий». Да и полнее передает суть содееваемого в человеке крещением во Христа: «Не ведуще Бога, служисте, не по естеству, сущым богом;  ныне же, познавше Бога… уже неси раб, но сын; аще же сын, и наследник Божий Исус Христом» (Гал 4:7-9). То есть: «Не зная Бога, служили, что не по естеству, только лишь богам; ныне же, познав Бога… уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа». И наш Христос, и мы, христиане, есть дети Небесного Отца (отроки Божии). Но это именно Он, Спас, Подвигом своим нам завоевал осознание себя таковыми.

Еще, «отрок»  на Руси было слово с несколькими значениями. Так именовали не только младшее чадо в семье, но и, в широком смысле,  «младшую чадь» (выражение из  «Повести временных лет»). Рыцарей, например, состоящих в дружине княжьей. Вспомним хрестоматийное пушкинское из  «Вещего Олега»:  «…вы, отроки-други, возьмите коня».

Отроками прозывались дружинники потому именно, что дружина  –  не просто полк. Она  –  боевое братство: семья, где князь не только лишь командир, но воинам своим как отец и они ему словно родные дети.  «Отрок» и «отроки»  не единожды встречаются, в том числе и в таком именно значении, на дощечках Велесовой Книги.

Так вот, по-видимому, не только на родине царя сколотов Таргитая  (Поднепровье) и вообще на Русской равнине, но и среди малоазийских скифов во времена Христа принято было именование «отрок» для рыцаря, состоящего в боевой дружине. Последователей Христа, рекомендовавших себя «мы – отроки Божии», спрашивали, наверное, воспринимая их как воинствующих рыцарей: против кого же вы собрались на брань?

А то зачем бы Апостолу было и разъяснять: «наша брань [ведется] не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф 6:12). И далее уточняет еще Апостол, какое именно оружие у таких рыцарей – отроков Божьих: «праведности броня, щит веры и шлем спасения, и меч духовный, который суть Слово Божие» (Еф 6:14-17).

Наверное уж, коли бы во времена первых последователей Христа более было бы распространено среди них именование себя «раб», а не  «отрок», ассоциирующееся с «рыцарь», то и не такие бы складывались метафоры, не из такого бы ряда черпались образные сравнения…

Итак, именование  «отрок Божий»  суть ИЗНАЧАЛЬНОЕ.

Чего же ради понадобилось тогда изменять его на другое («раб Божий»)  по ходу «правки» церковнослужебных книг после печальной памяти собора Московского 1666 года?

Наверное, при ответе едва ли получится обойтись без, что называется,  «теории заговора». Потому что (ко многая, многая печали) никакая и не  «теория»  это, а – самая, что ни на есть, окружающая нас ныне реально плодами своими практика. Ответ: если бы оставалось общеупотребительным самоназвание у христиан «отрок Божий», то было бы на Руси непросто заронить сомнения в том, что православие христианское прямо проистекает из веры предков – сколотов, древних руссов, «скифов», потому и покоривших полмира, что ведение сохраняли не только про Двенадцать богов, но и про Великого Триглава – Правь славили.

Разницы незаметно было между служителями православия ведического и христианского даже и в обиходе – в словах, в понятиях. А вот если «понаисправить» книги да подождать век-другой…

Внимательное рассмотрение реформаций, схизм, ересей, что получали влияние за последнее тысячелетие, показывает: стратегическая задача, которую они все преследуют, идентична.

А именно это есть навязывание человечеству ложного представления о корнях веры христианской.

Такая задача была поставлена заинтересованной в этом силой даже еще и раньше, чем тысячелетие назад. Во времена после Константина Великого, то есть полтора тысячелетия назад, уже стало ясно, что христианство на планете Земля неуничтожимо и влияние его будет возрастать. Тогда стремящейся к мировому господству силой была взята на вооружение ересь Евиона и Керинфа, которая отвергалась этой же самой силой в эпоху раннего христианства…

_________________________________________
© Дмитрий Логинов,  специально для сайта фрагмент из статьи “Стоило ли менять отрока на раба“, 2012

© Институт богословия РСТ СВА,  2012.  Все права защищены. При копировании и републикации статьи активная ссылка на первоисточник обязательна.

[maxbutton id="2"]

 

Понравилась статья? Расскажи друзьям

Метки:,

Trackback вашего сайта.

Комментарии (1)

  • Вера
    3 Февраль 2014 at 8:27 |

    Да, слово раб, конечно, ассоциируется с несвободой. Но если ты именно раб БОЖИЙ – это означает, что ты всецело отдаешь себя служению СВОБОДЕ. И тем самым истинно свободен. И еще: именование «раб Божий» не было изначальным, оно привилось позднее. В древности на Руси (Скифии) и в первые века христианства была формула: отрок Божий. Как о том подробно сказано в статье Дмитрия Логинова «Отрок Божий».

Оставить комментарий

ЗАПОЛНИТЕ КАПЧУ. ПОДТВЕРДИТЕ, ЧТО ВЫ НЕ РОБОТ!!!

*

Slideshow

Последние комментарии

  • Алена Селиванова

    19 Октябрь 2017 |

    Согласна,Егор!

  • Егор Алесандров

    19 Октябрь 2017 |

    Алёна, неожиданно яркий образ бабочки.
    Рискну предположить что этот образ нам пророчит. Бабочка как красивый мираж, как иллюзия, майя. И как мираж, прежде чем исчезнуть начинает дрожать, колебаться, так и бабочка в твоей медитации готовится к перемене и крыльями вздрагивает. По всей видимости противостоящие стороны определились. Богопротивная сторона решила действовать. Поживём, увидим. Пути Господни неисповедимы. Не будем боятся дьявола грозящего погубить, если бы мог, давно бы уже это сделал. Слава Богу.

  • Алена Селиванова

    18 Октябрь 2017 |

    Спасибо,Дмитрий,спасибо,Северина,спасибо,Ярина! За добрые слова и поддержку! О чем хотела предупредить эта бабочка своим появлением? Мне кажется,это важно…Взмах крыла – и… Какие перемены нас всех ожидают?

  • Дмитрий Логинов

    18 Октябрь 2017 |

    В текстах Алёны восхищает единство ума и сердца. Оно позволяет как бы особую стереоскопическую силу видения, необычные ракурсы… Блаженная Матрона каялась, что в детстве ловила бабочек, выпускала их в комнате и, когда садились они на оконное стекло, не сразу открывала окно, позволяя им улететь. Каялась, что удерживала гостей насильно, пока не надоедало ей любоваться ими. Какой великий урок почтения! Все мы есть Божьи твари. Дай Бог нам всем понимать это единство столь же проникновенно, как и Матрона! Теперь нередко к иконе ее, что в храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, во множестве прилетают бабочки. Прихожане, заметив это, начали приносить рукодельные изображения бабочек, так что теперь икона окружена ими.

  • Северина Сталь

    18 Октябрь 2017 |

    Прекрасно, Алёна! Множество мыслей и ассоциаций вызвала публикация.. Конечно же, сразу Брэдбери с его “эффектом” случайно убитой бабочки — от чего будущий Мир не может не измениться.. И, разумеется, Шнитке — “Эти свободные бабочки”.. Истинный Художник хорошо чувствует БАБОЧКУ!!!
    Да, это Психея! И ее коротенькая жизнь на земле символизирует краткость одного земного человеческого существования — по сравнению с величием Вечности..

  • Ярина Тютчева

    18 Октябрь 2017 |

    Какой красивый сон, Алена! Даже захотелось, чтобы какой-то художник это запечатлел: бабочка, играющая на рояли в межзвездном пространстве. И потрясающий опыт в медитации. Желаю дальнейших интересных открытий!

  • Юлия

    30 Сентябрь 2017 |

    Спасибо большое за статью!!!!

  • Надежда Крупнова

    21 Сентябрь 2017 |

    Алёна! Спасибо вам большое!
    Так приятно, что Вы, прочитав мой рассказ о моём детстве, вспомнили своё!
    Мне очень повезло! Я до сих пор помню запах моего детства, Дух печки, на которой часто спала. А крючок от моей люльки до сих пор находится в потолочной балке, его не смогли убрать. Такое счастье, что это было!

  • Надежда Крупнова

    21 Сентябрь 2017 |

    Владимир!
    Благодарю Вас за такие добрые и тёплые слова! За такое глубокое понимание тех чувств, которые я старалась передать. Очень и очень рада, что вам понравилось. Спасибо.

  • Алена Селиванова

    21 Сентябрь 2017 |

    Большое спасибо,Надежда,с огромным интересом прочитала! Читая,вспоминала свое деревенское детство. Все было так – и не так…Общее и главное – жива народная душа,несмотря на 70-летний атеистический эксперимент! Основы и корни передаются от родителей и бабушек с дедами – детям и внукам.В моем детстве уже не было основательного деревенского хозяйства и развитых ремесел. Взрослые,хоть и жили в деревне,но работали все в городе.Все было более аскетично и,может быть,поэтично…Помню огромный и заброшенный бабушкин вишневый сад.Весной – это была сказочная красота! Впоследствии с ним произошло то же,что и с чеховским вишневым садом – продали под новорусские дачи…

  • Лада Виольева

    Лада Виольева

    20 Сентябрь 2017 |

    Спасибо, Надежда, за сокровища живой народной мудрости. Совершенно согласна с каждым словом предыдущего комментатора. К словам Владимира и добавить-то уже нечего. Все так оно воистину и есть. Веданием, мудростью и верой православной стоит Русь.

  • Владимир Толмачев

    20 Сентябрь 2017 |

    Спасибо, уважаемая Надежда, за статью. Вы смогли представить нам через призму детского непосредственного восприятия такой неповторимый образ Вашей деревенской бабушки Лизы, который, как мне думается, во многом типичен для многих деревенских женщин, хотя, может быть и не всегда обладающих такими талантами как Ваша бабушка. Все они постигали искусство жизни, опираясь на Заповеди Христовы, но и сами, каждая, привносили что-то новое неповторимое.
    Особая благодарность за небольшой, но очень концентрированный свод народной православной мудрости, который вы почерпнули из опыта непосредственного общения в семье. Видимо, каждый человек должен составить свое индивидуальное кредо, опираясь, в первую очередь, на свою семейную традицию, и хорошо, если она связана с Православием. Она помогает правильно переосмыслить через нее и опыт других людей. Советы Вашей мамы и бабушки очень просты, понятны, и, одновременно, концентрированны, помимо прямого имеют и глубинные смыслы, вселяют радость и оптимизм.

  • Надежда Крупнова

    11 Сентябрь 2017 |

    Владимир, спасибо большое.

  • Владимир Толмачев

    10 Сентябрь 2017 |

    Искренне спасибо, уважаемая Надежда, за Ваш дар извлекать из сердца, из глубин своей души такие прекрасные молитвы.

  • Алена Селивановаa

    29 Август 2017 |

    В пустоте еще беззвездного мироздания – Любовь,из которой возникает все…

  • сивер

    29 Август 2017 |

    случайно вспомнился совершенно спонтанный случай: ощутил себя одиноким сознанием в пустоте кажется еще беззвездного мироздания- неимоверная тоска была основным чувством- неужели это все родовая память наших Предков… с которыми едины…

  • Алена Селиванова

    25 Август 2017 |

    Спасибо,Егор! Легенду о Брахме я не знала… Очень интересно!

  • Егор Александров

    25 Август 2017 |

    Спасибо Алёна.
    Вспомнилось из Шримад Бхагаватам место, где Брахма рождается из лотоса и преодолевая своё неведение после длительной медитации осознаёт себя Личностью Бога, что позволяет ему начать творение своего мира. Удивительно, как это созвучно с твоим опытом медитации – Осознать себя Личностью Бога, нераздельной и неслиянной частью. Да и лотос вырос из озера в месте пупка Вишны, что символично с полярным водоворотом и точкой альва из Гиперборейского мифа. Ещё раз спасибо большое.

  • Алена Селиванова

    24 Август 2017 |

    Спасибо,Владимир!

  • Владимир Толмачев

    24 Август 2017 |

    Очень ценно, уважаемая Алена, что совершенствование Вашего ясного и цельного зрения, как пишет уважаемая Лада, идет рука об руку с развитием дара поэтического. Поэзия в этом смысле обладает уникальными возможностями для передачи опыта, выходящего за рамки обыденности. Через поэтические строки читающему легче и естественнее настроиться на ту высокую частоту душевных вибраций, которая сопровождает состояние поэтического вдохновения, следующего или сопровождающего опыт духовидения.